- Авиакатастрофа самолета Boeing-737-500 под Казанью 17 ноября 2013 года
Авиакатастрофа самолета Boeing-737-500 под Казанью 17 ноября 2013 года
17 ноября 2013 года в 19 часов 23 минуты по московскому времени в аэропорту города Казани при заходе на посадку произошла катастрофа самолета Boeing-737-500 авиакомпании "Татарстан". Погибли все 50 человек (шесть членов экипажа и 44 пассажира), находившиеся на борту воздушного судна.
Разбившийся лайнер выполнял рейс U363 по маршруту Москва - Казань. Этот рейс должен был выполнять менее вместительный самолет Bombardier, но в связи с загрузкой он был заменен на Boeing-737.
Согласно данным о разбившемся самолете, его эксплуатировали семь авиакомпаний, в том числе Uganda Airlines (с лета 1995 года). Свой первый полет Boeing совершил 18 июня 1990 года. В авиакомпании "Татарстан" самолет находился в лизинге с 18 декабря 2008 года.
Boeing-737-500 вылетел в Казань из московского аэропорта "Домодедово" в 18.25 мск.
При подлете к международному аэропорту Казани экипаж лайнера доложил наземным службам о неготовности к посадке и попросил разрешения уйти на второй круг. При заходе на второй круг самолет потерял высоту, за 150 метров до начала взлетной полосы упал на землю и взорвался.
Обломки самолета после взрыва были разбросаны в радиусе около 500 метров.
Площадь их разброса составила 23 тысячи квадратных метров.
Незамедлительно к месту происшествия были направлены экстренные службы, начались аварийно-спасательные работы. В ликвидации последствий катастрофы были задействованы значительные силы МЧС России, в том числе отряд "Центроспас", специалисты центра "Лидер" и 179-го Спасательного центра, а также филиалов Приволжского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. Общая численность группировки сил превышала 1,6 тысячи человек и 260 единиц техники.
18 ноября в Татарстане был объявлен днем траура по погибшим в авиакатастрофе.
По факту крушения самолета следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).
Позже уголовное дело было передано в главное следственное управление центрального аппарата Следственного комитета.
По результатам проведенной следствием экспертизы признаков наркотического или алкогольного опьянения в крови пилотов не было обнаружено.
После расшифровки "черного ящика" в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) заявили, что, по предварительным данным, при подлете к полосе пилоты допустили ряд ошибок, которые они пытались исправить, уводя борт на второй круг. Один из двух автопилотов самолета Boeing-737 при этом был отключен, и экипаж самолета осуществлял посадку в ручном режиме.
При заходе на второй круг самолет перешел в набор высоты и сильно задрал нос из-за чего начал терять скорость. Экипаж перевел лайнер в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолета и росту скорости. Воздушное судно, достигнув высоты 700 метров, начало интенсивное пикирование. В результате самолет столкнулся с землей с большой скоростью (более 450 километров в час) и почти вертикально (под углом 75 градусов к поверхности земли).
От момента начала ухода на второй круг до окончания записи прошло около 45 секунд, снижение заняло около 20 секунд. Силовые установки работали вплоть до столкновения самолета с землей.
В авиакомпании "Татарстан" сообщили, что командир разбившегося самолета до трагедии ни разу не выполнял маневр ухода на второй круг в реальном полете.
После катастрофы в Казани следствие занялось изучением подготовки пилотов. Впоследствии выяснилось, что командир рухнувшего самолета получил диплом в сомнительном учебном центре.
По словам генпрокурора Юрия Чайки, командир разбившегося самолета имел подложное свидетельство пилота. Свидетельство второго пилота также было получено незаконно при отсутствии необходимой летной практики.
Генпрокурор также сообщил, что у генерального директора авиакомпании "Татарстан" не было необходимого профессионального образования и стажа работы в авиации. По его словам, аттестация гендиректора аннулирована, и он был уволен.
После авиакатастрофы Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) провело проверку авиакомпании "Татарстан", которая выявила существенные недостатки в организации эксплуатационной деятельности авиаперевозчика, также имели место нарушения в подготовке персонала авиакомпании, соблюдении режима труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей и другие упущения, указывающие на несоответствие эксплуатанта сертификационным требованиям.
По итогам проведенной проверки Росавиация с 31 декабря 2013 года аннулировала сертификат эксплуатанта ОАО "Авиакомпания "Татарстан".
В декабре 2013 года руководитель Татарского межрегионального территориального управления Росавиации Шавкат Умаров подал в отставку. Свое решение он объяснил тем, что понимает "меру своей ответственности".
1 апреля 2014 года стало известно, что Росавиация после проверки, проведенной совместно с МАК, ликвидировала свое территориальное управление в Татарстане.
В сентябре 2014 года МАК сообщил, что инженерно-техническая подкомиссия сделала вывод, что на записях средств объективного контроля разбившегося в Казани Boeing-737, а также на сохранившихся деталях, узлах и агрегатах планера, двигателей и систем, включая систему управления рулем высоты, признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют.
Окончательные итоги расследования авиакатастрофы до сих пор не обнародованы.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.